Фрагмент для ознакомления
1
Индивидуальное задание № 1
Теоретические методы научного исследования
Цель задания: развивать способы научного анализа и качественное применение теоретических методов исследования (аннотирования, цитирования, реферирования)
Содержание задания:
Задание: Работа с научными психолого-педагогическими периодическими
изданиями
Форма: Письменный анализ 5-ти тематических статей, устное выступление на практическом занятии/итоговой конференции
Индивидуальное задание № 2
Актуальная проблематика современных психолого-педагогических исследований
Цель задания: развивать способы исследовательской деятельности, формировать мотивацию к проведению психолого-педагогических исследований, расширять ориентацию в проблематике современных психолого-педагогических исследований
Содержание задания:
Задание: Работа с видео лекциями на образовательных порталах
Форма отчётности: Письменный анализ лекции, устное выступление на практическом занятии/итоговой конференции
Фрагмент для ознакомления
2
Статья №1
Название статьи: Сущность деятельностного подхода в психологии
Авторы: Талызина Н.Ф.
Источник: Психологические исследования
Ссылка: https://psyjournals.ru/journals/mip/archive/2007_n4/43035
Основная идея: В области психологии деятельность человека является центральным элементом изучения. На сегодняшний день существует множество подходов, которые анализируют поведение и мышление индивидов, однако деятельностный подход выделяется своей оригинальностью и глубиной, раскрывая мозаичный аспект взаимодействия субъектов (людей) с объектами (внешней средой) через призму их деятельности. В статье Н.Ф. Талызина представлен развернутый анализ данной концепции, подчеркивающий важность осознания деятельности как основного фактора, определяющего психологическое состояние и межличностные отношения.
Проблема: С развитием современных психологических практик возникает целый ряд вопросов: Насколько эффективно применяются принципы деятельностного подхода в реальных условиях? Как психология может использовать этот подход для дальнейшего совершенствования методов работы с людьми? Талызина подчеркивает, что недостаточное понимание концепции приводит к разобщенности в работе специалистов, что в свою очередь негативно сказывается на результатах терапии и образовательного процесса.
Взгляд автора на решение проблемы: Талызина выступает за интеграцию деятельностного подхода в повседневную практику психологов и педагогов. Она утверждает, что понимание психической активности как результата деятельности не только обогащает теоретическую базу, но и влияет на практические аспекты создания более устойчивых методов работы с клиентами и учащимися.
Способы решения проблемы: Основные направления решения проблемы включают разработку практических рекомендаций по внедрению деятельностного подхода в различные сферы образования и терапии. Предлагаются методики, позволяющие преподавателям задействовать активные методы обучения и сотрудничества.
1. Разработка практических рекомендаций для психологов и педагогов, направленных на использование активных методов обучения, таких как ролевые игры, проектные задания и игровые упражнения.
2. Обучение специалистов пониманию и применению деятельностного подхода на практике.
3. Проведение семинаров и тренингов.
Цитата: "Деятельностный подход открывает новые горизонты для понимания психических процессов и предоставляет мощные инструменты для разработки образовательных программ" [1, с. 158].
Список литературы.
1. Талызина Н.Ф. Сущность деятельностного подхода в психологии // Методология и история психологии. 2007. № 4. С. 157–162.
Статья №2
Название статьи: Протективные и провокативные семейные факторы агрессивного поведения детей и подростков
Авторы: Реан А.А., Ставцев А.А.
Источник: Журнал психологии и педагогики
Ссылка:https://psyjournals.ru/journals/vspu_psychology/archive/2021_n2/Rean_Stavtsev
Основная идея: Современное общество сталкивается с растущей проблемой агрессивного поведения в подростковой среде. Важным аспектом, влияющим на развитие агрессии, является семейное окружение. В статье Реана и Ставцева рассматривается влияние протективных и провокативных факторов на агрессивное поведение детей, что открывает новые горизонты для профилактики и вмешательства.
Авторы выделяют ключевые характеристики семейной среды, которые могут как защитить детей от агрессивного поведения, так и предрасполагать их к такому поведению. Важно отметить не только влияние факторов риска, но и позитивные моменты, которые могут сгладить негативные последствия, возникающие при взаимодействии со средой.
Проблема: Вопрос о влиянии семейного окружения на агрессию остается актуальным. Исследование факторов, способствующих как развитию, так и защите от агрессивного поведения, важно для формирования адекватных программ вмешательства и профилактики. Реан и Ставцев акцентируют внимание на том, что многие исследования игнорируют комплексный подход к изучению семейных структур и динамики.
Взгляд автора на решение проблемы: Авторы подчеркивают необходимость комплексного подхода к изучению семейного влияния, чтобы разработать эффективные меры по профилактике агрессии.
Способы решения проблемы: Предлагаются методы диагностики семейного климата и программы вмешательства, направленные на изменение семейных отношений и воспитательных стратегий.
1. Диагностика семейного климата.